Что мешает страховщикам платить за имущество, повреждённое на оккупированных территориях в зоне АТО


Решение страховых вопросов, связанных с зоной АТО, по мнению Лиги страховых организаций Украины, важны как для клиентов страховщиков, так и для самих участников страхового рынка. О чем были направлены предложения в проект «Комплексной программы развития финансового рынка Украины», и соответствующие предложения к проекту Закона Украины «О страховании» №1797-1.

Еще в конце 2014 года страховой рынок Украины также хотел получить от Нацкомфинуслуг чёткости в понимании некоторых вопросов по выполнению договоров страхования, связанных с временно оккупированной территорией и территорией, но которой ведутся военные действия.

Так, на территории Донецкой и Луганской областей с 7 апреля 2014 года организованными вооруженными формированиями совершаются многочисленные террористические акты, что наносит значительный ущерб имуществу граждан и юридических лиц, поскольку среди основных методов и источников наполнения доходов, так называемых «ДНР» и «ЛНР», являются грабежи, экспроприация имущества на складах, в магазинах и у граждан, похищения людей и вымогательства выкупа за них, а также проведение «национализации» частных объектов в пользу «республик», — говорится в Презентации страховщиков, которую представила Регулятору страховая компания «PZU Украина».

Населенные пункты, на территории которых органы государственной власти временно осуществляют свои полномочия находятся под контролем незаконных «ЛНР» и «ДНР», которые квалифицируется Генеральной прокуратурой Украины как террористические организации, пишет журнал Флориншурер..

«В свою очередь следует отметить, что п. 4 ч. 1 ст. 25 Закона Украины «О борьбе с терроризмом» предусмотрено, что руководители и должностные лица предприятий, учреждений и организаций, а также граждане, которые способствовали террористической деятельности, в частности предоставляли средства, другие финансовые активы или экономические ресурсы, соответствующие услуги непосредственно или косвенно для использования в интересах физических лиц, совершающих террористические акты или способствуют или участвуют в их совершении, в интересах юридических лиц, имущество которых прямо или косвенно находится в собственности или под контролем террористов или лиц, содействующих терроризму, а также юридических и физических лиц, действуют от имени или по указанию указанных лиц несут ответственность в соответствии с законом», — говорится в презентации страховщиков.

Имущество, находящееся на территории неподконтрольной властям Украины, находится непосредственно или косвенно под контролем террористических организаций «ДНР» и «ЛНР», поэтому выплата страхового возмещения за поврежденное имущество, которое прямо или косвенно находится под контролем террористических организаций, запрещено Законом Украины «О борьбе с терроризмом», поскольку в понимании данного Закона выплата страхового возмещения расценивается, как содействие террористической деятельности.

Учитывая требования Закона Украины «О борьбе с терроризмом» страховые компании вообще не имеют права осуществлять выплату страховых возмещений за поврежденное имущество, находящееся в населенных пунктах, которые находятся под контролем боевиков.

Согласно Закону Украины «О временных мерах на период проведения АТО» «необъявленная война» также отнесена к форс-мажорным обстоятельствам.

В постановлении Верховной Рады Украины «О Заявлении ВРУ «Об отпоре вооруженной агрессии Российской Федерации и преодоления его последствий» указано, что вооруженная агрессия России против Украины началась 20 февраля 201 года.

«Следствием вооруженной агрессии против Украины стала военная оккупация и последующая незаконная аннексия Крыма, а также военная оккупация значительной части государственной территории Украины в Донецкой и Луганской областях. Захват украинских территорий сопровождается незаконным присвоением государственного имущества Украины в Крыму, а также тотальным уничтожением инфраструктуры и промышленных предприятий в Донецкой и Луганской области», — говорится в Презентации страховщиков.

Кроме этих документов, которые являются доказательствами вооруженного конфликта, включая но не ограничиваясь вражескими атаками, блокадами, действиями иностранного врага, военных действий, необъявленной войны, террористических актов, диверсий, беспорядков, вторжения, мятежа, массовых беспорядков, экспроприации, принудительного изъятия, захват предприятий, реквизиции и т.п. доказательствами также являются Протокол и Меморандум по результатам консультаций Трехсторонней контактной группы по совместным шагам, направленным на имплементацию мирного плана Президента Украины Петра Порошенко и инициатив Президента РФ Владимира Путина, а также Минскими договоренностями.

Следовательно, фактическое ведение военных действий и наличие общественных беспорядков, военного и противоправного захвата власти на территориях Донецкой и Луганской областей является общеизвестным фактом (обстоятельством), который согласно действующему законодательству Украины не подлежит дополнительному доказыванию.

Совершение преступлений на оккупированной территории оказалось возможным исключительно в силу того, что эти территории находятся под контролем незаконных вооруженных формирований «ЛНР» и «ДНР», которые квалифицируется Генеральной прокуратурой Украины и Верховной Радой Украины, как террористические организации.

То есть, эти преступления происходят в результате противоправного захвата власти и оккупации территорий и сопровождаются военными действиями. При этом, не имеет значения, преступление было совершено действительно представителями «ЛНР» и «ДНР» или вооруженными лицами, которые воспользовались ситуацией, сложившейся в результате тех же событий, поскольку общим свойством всех причинных связей является их многозначность: одна причина может привести к нескольким различным последствиям, также как и один и тот же результат может быть получен в следствии разных причин или совокупностью причин.

Поэтому, Верховная Рада Украины в своем Заявлении однозначно отметила, что многочисленные преступления на оккупированной территории Донецкой и Луганской областей совершаются именно личным составом созданных и контролируемых РФ вооруженных формирований наемников, спецназа и подразделений регулярных частей ее Вооруженных Сил.

Следует отметить, что к стандартным исключениям по договорам страхования относятся нанесение ущерба в результате общественных волнений, терроризма и войны. Как видно из вышеприведенного, совершение вышеуказанными лицами преступлений находится в непосредственной причинно-следственной связи с описанными выше событиями и является основанием для освобождения страховщиков от обязанности выплаты страхового возмещения.

Отдельно следует отметить, что квалификация уголовных преступлений, в том числе таких, которые посягают на имущество и имущественные права физических и юридических лиц (относительно страховых выплат в зоне АТО), с указанием статьи закона Украины об уголовной ответственности в соответствии с положениями Уголовно-процессуального кодекса Украины (УПК Украины) осуществляется следователем, прокурором или судом.

Общие положения правовой квалификации преступлений в отношении имущества граждан и юридических лиц предусмотрены разделом VI «Преступления против собственности» КПК Украины, который, в частности, определяет противоправные действия, выразились в умышленном уничтожении или повреждении имущества (ст. 194 УПК Украины). Указанный раздел не предусматривает отдельного порядка квалификации противоправных действий, которые выразились в уничтожении террористами имущества граждан и юридических лиц.

Следовательно, возможность отделения уголовных производств о преступлениях, совершенных террористами в отношении имущества граждан и юридических лиц, по критерию правовой квалификации отсутствует.

При таких условиях требование о наличии доказательств уничтожения имущества именно террористами не соответствует требованиям законодательства, поскольку УПК Украины не предусматривает разделения противоправных действий в отношении имущества на совершенные террористами и нетеррористами, пишет Фориншурер.